Правила Святых Апостол. Правила с 1 по 5
Изложение правилом Апостольским и Отеческим, имея толкование, Алексия диакона, и законохранителя Аристина.
Правила Святых Апостол.
Правило, 1.
Два или три епископи, поставляют епископа.
Толкование. Три убо епископи без всякого извета, должни суть поставляти епископа, и да не будет извержен, аще несть мощно всем сущим во области епископом совокупитися во едино. И о сем ищи правила четвертаго, иже в Никеи перваго собора.
Два или три епископа рукополагают епископа.
Толкование. А избирать епископа непременно должны три, а не менее того, если затруднительно всем епархиальным епископам собраться для этого. Ищи еще правило 4-е Никейского собора, [13-е Карфагенского и 19-е Антиохийского].
Правило, 2.
Един епископ поставляет презвитера, и диакона, и прочыя причетники.
Се разумно.
Один епископ рукополагает пресвитера, диакона и прочих причетников.
Ясно.
Правило, 3.
Аще которыи презвитер, млеко и мед, или в вина место оловину, или медовину, или животно некое, или сочиво ко олтареви принесет, свене (кроме) токмо младых сочив, и гроздиа и масла и фимиана, да извержется.
Толкование. Еже есть приносити ко олтареви, млеко и мед, или оловину, или медовину, или животное некое, или сочиво, таковая убо еллинска и жидовска суть, того ради и отречена быша. Начатки же новых плодов, сиречь младая и зеленая сочива, и гроздие, подобает приносити во время созрения их, на благодарение даровавшему Богу, тако повелено бысть.
Священник, приносящий к алтарю молоко или мед, или вместо вина напиток, или животных, или овощи, кроме новых колосьев, винограда, елея и фимиама, да будет извержен.
Толкование. Приносить к алтарю исчисленное запрещено, так как это есть обычай эллинский, а также иудейский. А приносить во время урожая начатки новых плодов, овощей и винограда, как благодарение дающему Богу, дозволено.
Правило 4.
Всяко овощие в домы да посылается, их же приимающе первии, сущим по них да разделяют.
Толкование. Кроме единаго гроздия, иного овощиа начатки, неподобает к церкви первее приносити, но вся та посылати епископом и презвитером. Да вкусивше от них сами, диаконом, и прочим причетником да разделят. Гроздие бо (виноград) в церковь паче всякого иного овощия, изряднее да приносится, понеже от того бывает вино, и на совершение службы безскверныя жертвы приемлется.
Всякие овощи да посылаются на дом, предстоятели делят их с подчиненными.
Толкование. Начатки прочих созревших плодов, кроме винограда, не к церкви приносятся, а посылаются на дом епископу и пресвитерам, которые делят их с диаконами и прочими причетниками. А виноград должен быть принесен в церковь по превосходству его сравнительно с прочими плодами и потому, что из него получается вино для совершения бескровной жертвы.
Правило 5.
Презвитер, или диакон, аще помощницу свою изженет, да отлучится. Аще же не введет паки, да извержется.
Толкование. Еже аще презвитер, или диакон жену свою изженет, изветом благоговения кроме подобныя вины, да отлучится. Аще же и по отлучении не послушает, но не исправлен пребудет, ни введет паки к себе жены своея, да извержется от сана своего. И о сем ищи правила, 12, и 13, шестаго собора иже в Трулле полатнем. И то бо сицевая же ти хощет рещи.
Пресвитер или диакон, если изгонит помощницу, да будут отлучен. А если и после сего не примет, да будет извержен.
Толкование. Если какой-либо пресвитер или диакон изгонит жену свою под предлогом благочестия без благословной вины, да будет отлучен. Если же и после отлучения остается не исправившимся, да будет извержен. Ищи об этом также правила 12-е и 13-е шестого собора, бывшего в Трулле, в которых рассуждается о том же.
Правила Святых Апостол.
Правило, 1.
Два или три епископи, поставляют епископа.
Толкование. Три убо епископи без всякого извета, должни суть поставляти епископа, и да не будет извержен, аще несть мощно всем сущим во области епископом совокупитися во едино. И о сем ищи правила четвертаго, иже в Никеи перваго собора.
Два или три епископа рукополагают епископа.
Толкование. А избирать епископа непременно должны три, а не менее того, если затруднительно всем епархиальным епископам собраться для этого. Ищи еще правило 4-е Никейского собора, [13-е Карфагенского и 19-е Антиохийского].
Правило, 2.
Един епископ поставляет презвитера, и диакона, и прочыя причетники.
Се разумно.
Один епископ рукополагает пресвитера, диакона и прочих причетников.
Ясно.
Правило, 3.
Аще которыи презвитер, млеко и мед, или в вина место оловину, или медовину, или животно некое, или сочиво ко олтареви принесет, свене (кроме) токмо младых сочив, и гроздиа и масла и фимиана, да извержется.
Толкование. Еже есть приносити ко олтареви, млеко и мед, или оловину, или медовину, или животное некое, или сочиво, таковая убо еллинска и жидовска суть, того ради и отречена быша. Начатки же новых плодов, сиречь младая и зеленая сочива, и гроздие, подобает приносити во время созрения их, на благодарение даровавшему Богу, тако повелено бысть.
Священник, приносящий к алтарю молоко или мед, или вместо вина напиток, или животных, или овощи, кроме новых колосьев, винограда, елея и фимиама, да будет извержен.
Толкование. Приносить к алтарю исчисленное запрещено, так как это есть обычай эллинский, а также иудейский. А приносить во время урожая начатки новых плодов, овощей и винограда, как благодарение дающему Богу, дозволено.
Правило 4.
Всяко овощие в домы да посылается, их же приимающе первии, сущим по них да разделяют.
Толкование. Кроме единаго гроздия, иного овощиа начатки, неподобает к церкви первее приносити, но вся та посылати епископом и презвитером. Да вкусивше от них сами, диаконом, и прочим причетником да разделят. Гроздие бо (виноград) в церковь паче всякого иного овощия, изряднее да приносится, понеже от того бывает вино, и на совершение службы безскверныя жертвы приемлется.
Всякие овощи да посылаются на дом, предстоятели делят их с подчиненными.
Толкование. Начатки прочих созревших плодов, кроме винограда, не к церкви приносятся, а посылаются на дом епископу и пресвитерам, которые делят их с диаконами и прочими причетниками. А виноград должен быть принесен в церковь по превосходству его сравнительно с прочими плодами и потому, что из него получается вино для совершения бескровной жертвы.
Правило 5.
Презвитер, или диакон, аще помощницу свою изженет, да отлучится. Аще же не введет паки, да извержется.
Толкование. Еже аще презвитер, или диакон жену свою изженет, изветом благоговения кроме подобныя вины, да отлучится. Аще же и по отлучении не послушает, но не исправлен пребудет, ни введет паки к себе жены своея, да извержется от сана своего. И о сем ищи правила, 12, и 13, шестаго собора иже в Трулле полатнем. И то бо сицевая же ти хощет рещи.
Пресвитер или диакон, если изгонит помощницу, да будут отлучен. А если и после сего не примет, да будет извержен.
Толкование. Если какой-либо пресвитер или диакон изгонит жену свою под предлогом благочестия без благословной вины, да будет отлучен. Если же и после отлучения остается не исправившимся, да будет извержен. Ищи об этом также правила 12-е и 13-е шестого собора, бывшего в Трулле, в которых рассуждается о том же.
Нет комментариев