Правила Святых Апостол. Правила с 26 по 30
Изложение правилом Апостольским и Отеческим, имея толкование, Алексия диакона, и законохранителя Аристина.
Правила Святых Апостол.
Правило 26.
В причет преже брака пришедшим, велим четцам и певцем, аще хотят, да женятся.
Толкование. Несть достойно презвитеру или диакону по поставлении женитися, но прежде священия к браку приходити, и потом прияти таковый сан. Токможе единем четцем и певцем, прежде освященным бывшим, сиречь, поставленым в той чин, и потом женитися подобает.
Из причетников могут вступать в брак по своему желанию чтецы и певчие.
Толкование. Пресвитеру или диакону после принятия священства не дозволяется вступать в брак, но прежде рукоположения можно вступить в брак, и после принять сан. Только чтецам и певчим, после принятия в причетники, дозволяется сочетаться браком.
Правило 27.
Святитель вернаго или невернаго бив, да извержется.
Толкование. Епископ или презвитер, или диакон, аще биет досадившаго ему вернаго, или невернаго, и того ради боязнь влагая другим, да и тии подобно тому не согрешают к тому, таковии яко противно творят, Евангельскому закону повелевающему, аще тя кто ударит за ланиту, обрати ему и другую, да извержется, понеже от гордости и неудержания ярости, нанесе рану на искренняго. Аще же кто целомудрен смысл имыи, беззаконно нечто творящаго в церкви святей, или во святых местех биет, таковыи не извержется. Понеже и Господь наш Исус Христос, продающыя и купующыя в законней церкви, сотворив бичь от вервий и бия, таковыя оттуду изгна. Церковние бо хранители, отместницы нарицаются, яко от отец превыше поставлени суть таковыя казнити.
Священник, бивший верного или неверного, извергается.
Толкование. Епископ или пресвитер, или диакон, который бьет верного или неверного, согрешившего против него, и через страх, внушаемый таким образом, хочет достигнуть, чтобы другие не совершали по отношению к нему подобных проступков, делает это противно Евангельскому закону, который повелевает подставлять и другую щеку, если кто ударит в одну, подлежит извержению, потому что наносит раны по причине надменности и необузданного гнева. Если же кто благоразумно таким образом наказывает тех, кто беззаконие творит в церкви святой или в святых местах, то он не подлежит извержению. Поскольку и наш Господь Исус Христос, ударами бича, сделанного из вервия, изгнал из храма занимавшихся там торговлей. Для этого избираются церковные блюстители законов, как лица, издревле отцами назначенные карать подобные преступления.
Правило 28.
Иже епископ или поп, или диакон, извержен праведне о согрешении явленне, дерзнет прикоснутися прежде врученныя ему службы, сей отнюд отсечен будет от церкве.
Толкование. Епископ или презвитер, или диакон, извержен быв от своего сана по праведней вине, о явленых прегрешениих, и по извержении Божественныя службы прикоснется, рекше служити начнет паки, таковыи яко гнил уд, от церкве отнюд да отсечется.
Епископ или пресвитер, или диакон, низложенный законным образом, если опять прикоснется к прежде врученной ему Божественной службе, совсем должен быть отлучен.
Толкование. Епископ или пресвитер, или диакон, будучи извержен от своего сана по справедливости за явные преступления, после извержения опять прикоснется к Божественному служению, то есть снова начнет служить, то он, как гнилой член, совершенно отсекается от церкви.
Правило 29.
Иже епископ или поп, или диакон, имением приял будет сан, да извержется сам и святивыи его.
Толкование. Зде вкупе два запрещения дает, поставленому по мзде, и поставльшему его, обою бо измещет от сана. К тому же и еще всегда непричастнома быти повелевает, и от церкве отлученома за таковое великое прегрешение.
Епископ или пресвитер, или диакон, поставленный в сан за деньги, извергается сам вместе с рукоположившим его.
Толкование. Здесь два наказания полагается, поставленный за мзду, и рукоположивший его, оба отвергаются из сана. А также еще устанавливает навсегда оставаться без общения, и от церкви отлучение за такое великое преступление.
Правило 30.
Аще кий епископ мирских князь (или людей) помощию приимет церковь, да извержется и отлучится.
Толкование. Аще кий епископ мирскими властели избран быв, и тех силою приимет церковь Божию; рекше епископ будет в ней, таковыи яко велие прегрешение согрешил, да будет извержен, и да отлучится; подобает бо хотящему поставитися епископом, от всех епископ сущих во области поставлену бытии, аще ли несть мощно купно всем собратися, поне без всякого извета, от трею епископ да поставлен будет, сложившемся писанием грамот купно, и всем не пришедшим епископом.
Получивший чин епископа через помощь светских начальников, да будет извержен и отлучен.
Толкование. Если епископ был избран светскими властями, и их силою получил власть в церкви Божьей, то есть как совершивший великое преступление, извергается и отлучается. Желающий стать епископом должен быть поставлен всеми епископами, находящимися в епархии, если же нет возможности всем собраться вместе, непременно хотя бы тремя епископами избирается с письменного согласия отсутствующих епископов.
Правила Святых Апостол.
Правило 26.
В причет преже брака пришедшим, велим четцам и певцем, аще хотят, да женятся.
Толкование. Несть достойно презвитеру или диакону по поставлении женитися, но прежде священия к браку приходити, и потом прияти таковый сан. Токможе единем четцем и певцем, прежде освященным бывшим, сиречь, поставленым в той чин, и потом женитися подобает.
Из причетников могут вступать в брак по своему желанию чтецы и певчие.
Толкование. Пресвитеру или диакону после принятия священства не дозволяется вступать в брак, но прежде рукоположения можно вступить в брак, и после принять сан. Только чтецам и певчим, после принятия в причетники, дозволяется сочетаться браком.
Правило 27.
Святитель вернаго или невернаго бив, да извержется.
Толкование. Епископ или презвитер, или диакон, аще биет досадившаго ему вернаго, или невернаго, и того ради боязнь влагая другим, да и тии подобно тому не согрешают к тому, таковии яко противно творят, Евангельскому закону повелевающему, аще тя кто ударит за ланиту, обрати ему и другую, да извержется, понеже от гордости и неудержания ярости, нанесе рану на искренняго. Аще же кто целомудрен смысл имыи, беззаконно нечто творящаго в церкви святей, или во святых местех биет, таковыи не извержется. Понеже и Господь наш Исус Христос, продающыя и купующыя в законней церкви, сотворив бичь от вервий и бия, таковыя оттуду изгна. Церковние бо хранители, отместницы нарицаются, яко от отец превыше поставлени суть таковыя казнити.
Священник, бивший верного или неверного, извергается.
Толкование. Епископ или пресвитер, или диакон, который бьет верного или неверного, согрешившего против него, и через страх, внушаемый таким образом, хочет достигнуть, чтобы другие не совершали по отношению к нему подобных проступков, делает это противно Евангельскому закону, который повелевает подставлять и другую щеку, если кто ударит в одну, подлежит извержению, потому что наносит раны по причине надменности и необузданного гнева. Если же кто благоразумно таким образом наказывает тех, кто беззаконие творит в церкви святой или в святых местах, то он не подлежит извержению. Поскольку и наш Господь Исус Христос, ударами бича, сделанного из вервия, изгнал из храма занимавшихся там торговлей. Для этого избираются церковные блюстители законов, как лица, издревле отцами назначенные карать подобные преступления.
Правило 28.
Иже епископ или поп, или диакон, извержен праведне о согрешении явленне, дерзнет прикоснутися прежде врученныя ему службы, сей отнюд отсечен будет от церкве.
Толкование. Епископ или презвитер, или диакон, извержен быв от своего сана по праведней вине, о явленых прегрешениих, и по извержении Божественныя службы прикоснется, рекше служити начнет паки, таковыи яко гнил уд, от церкве отнюд да отсечется.
Епископ или пресвитер, или диакон, низложенный законным образом, если опять прикоснется к прежде врученной ему Божественной службе, совсем должен быть отлучен.
Толкование. Епископ или пресвитер, или диакон, будучи извержен от своего сана по справедливости за явные преступления, после извержения опять прикоснется к Божественному служению, то есть снова начнет служить, то он, как гнилой член, совершенно отсекается от церкви.
Правило 29.
Иже епископ или поп, или диакон, имением приял будет сан, да извержется сам и святивыи его.
Толкование. Зде вкупе два запрещения дает, поставленому по мзде, и поставльшему его, обою бо измещет от сана. К тому же и еще всегда непричастнома быти повелевает, и от церкве отлученома за таковое великое прегрешение.
Епископ или пресвитер, или диакон, поставленный в сан за деньги, извергается сам вместе с рукоположившим его.
Толкование. Здесь два наказания полагается, поставленный за мзду, и рукоположивший его, оба отвергаются из сана. А также еще устанавливает навсегда оставаться без общения, и от церкви отлучение за такое великое преступление.
Правило 30.
Аще кий епископ мирских князь (или людей) помощию приимет церковь, да извержется и отлучится.
Толкование. Аще кий епископ мирскими властели избран быв, и тех силою приимет церковь Божию; рекше епископ будет в ней, таковыи яко велие прегрешение согрешил, да будет извержен, и да отлучится; подобает бо хотящему поставитися епископом, от всех епископ сущих во области поставлену бытии, аще ли несть мощно купно всем собратися, поне без всякого извета, от трею епископ да поставлен будет, сложившемся писанием грамот купно, и всем не пришедшим епископом.
Получивший чин епископа через помощь светских начальников, да будет извержен и отлучен.
Толкование. Если епископ был избран светскими властями, и их силою получил власть в церкви Божьей, то есть как совершивший великое преступление, извергается и отлучается. Желающий стать епископом должен быть поставлен всеми епископами, находящимися в епархии, если же нет возможности всем собраться вместе, непременно хотя бы тремя епископами избирается с письменного согласия отсутствующих епископов.