Правила Святых Апостол. Правила с 11 по 15

Изложение правилом Апостольским и Отеческим, имея толкование, Алексия диакона, и законохранителя Аристина.

Правила Святых Апостол.

Правило 11.
Моляися со извержеными, сам такожде осужден будет.
Толкование. Аще кто молится, рекше аще служит презвитер в церкви с презвитером, егоже епископ изверже от сана, да извержен будет и сам.

Молящийся вместе с изверженным подлежит такому же осуждению.
Толкование. Молящийся, а также пресвитер, служащий в церкви вместе с пресвитером, которого епископ лишил сана, да будет извержен и сам.

Правило 12.
Приимыи инде неприятнаго, сам неприятен.
Толкование. Аще некии причетник от епископа истязан, есть ли достоин поставитися презвитером во святей Божии церкви; он же сведыи своя согрешения, и не терпя испытания, оттуду отшед, и пришед к другому епископу, прият будет от него бес писаний ставилных, являющих его непорочною веру и житие, да отлучена будета оба, и той и приемыи его епископ.

Принявший в другом месте недостойным принятия, и сам недостоин принятия.
Толкование. Если причетник подвергнут был епископом испытанию о том, достоин ли он поставиться пресвитером во святую церковь Божию, и он в то время, как испытание о нем производилось, удалился оттуда и, обратившись к другому епископу, был принят им без представительных грамот, свидетельствующих о безукоризненности его веры и жизни, то должны быть подвергнуты отлучению оба, и он, и принявший его епископ.

Правило 13.
Иже о отлучении солжет, не приятен есть.
Толкование. Аще кто от своего епископа отлучен быв, и отшед ко иному епископу, утаив отлучение, и прият будет от него, больми да продолжится отлучение его, яко солга, и соблазни церковь Божию.

Солгавший о своем отлучении недостоин принятия.
Толкование. Если кто будет отлучен собственным епископом и удалившись к другому епископу, скроет отлучение и будет им принят, то отлучение ему должно быть продолжено, так как он солгал и обманул церковь Божию.

Правило 14.
От престола на престол не преходи, аще не тамо сущим лучшии и учителнейшии мним будеши, но и тако многих епископов разсуждением и умолением.
Толкование. Несть достойно епископу, свою епископию оставльшу, иную восхитити, аще прежде не испытано будет о нем, и явится прежде сущим во граде том на пользу, и яко учительсый премудр, но и тако многих епископов разсуждением, и избранием и умолением. Сие же правило сокровено есть. Ибо шестое надесять правило, собора иже во Антиохии, празднаго убо епископа не имуща церкве, и в праздную церковь не имеющую епископа, вводити не повелевает, но со искушением и судом совершенаго собора, сиречь всех сущих во области епископ, ту сущу и митрополиту. Непраздному же епископу имущему свою церковь, никакоже не повелевает во ин град преходити. Такоже и пятое надесять правило, иже в Никеи перваго собора, и 1 е, и 2 е, иже в Средце собора. И 21 е, иже во Антиохии собора, такоже не повелевает.

Не переходи с престола на престол, если только будешь считаться более полезным и учащим [благочестию для тамошних христиан], но и то только по решению и настоятельной просьбе многих епископов.
Толкование. Не дозволяется епископу оставлять свою область и захватывать другую, если он не будет испытан и признан более полезным для живущих там христиан, и если благочестивым словом своего учения может принести большую духовную помощь для них. Но, и то по решению и настоятельной просьбе многих епископов. Это правило утратило силу. Так как 16-е правило Антиохийского собора допускает, чтобы епископ, не имеющий своей церкви, был поставляем в церковь, не имеющую епископа, но с обязательным утверждением действительного собора, то есть в присутствии всех епископов митрополии. Епископу, имеющему свою церковь, переходить в другой город никаким образом не дозволяют ни 15-е правило Никейского собора, ни 1-е и 2-е правила Сардикийского собора, ни 21-е правило Антиохийского собора.

Правило 15.
Всяк причетник оставль свою землю, и на чюжей живыи, и от своего епископа молимь, не возвратится, не причастен.
Толкование. Аще которыи презвитер, или диакон, или ин кто священническаго чина, оставль свою землю, и на иную страну отшед, и не восхощет возвратитися, и начнет звати его свой ему епископ, и той аще не послушает его, да не служит. Аще же не возвратится покаявся, но пребывает в таковем безчинии, да извержется от сана, и тако пребывая яко простый человек да причащается. И о сем ищи правила, 15, и 16, иже в Никеи перваго собора, и пятого правила, иже в Халкидоне собора. И третияго правила иже во Антиохии собора.

Всякий причетник, ушедший из своей области и живущий в чужой, если будет убеждаем от епископа, но не возвратится, не может более служить.
Толкование. Если пресвитер или диакон, или кто иной из священнического чина, оставив свою область, ушел в другую и не возвращается против воли своего епископа, такой не должен более служить. А если продолжает упорствовать в таком бесчинии, должен быть лишен сана, но может оставаться там в общении как мирянин. Ищи об этом правила 15-е и 16-е Никейского собора, правило 5-е Халкидонского собора и правило 3-е Антиохийскаго собора.

Нет комментариев