Правила Святых Апостол. Правила с 16 по 20

Изложение правилом Апостольским и Отеческим, имея толкование, Алексия диакона, и законохранителя Аристина.

Правила Святых Апостол.

Правило 16.
Иже таковаго ведя, и держа, сам себе осудил есть.
Толкование. Аще епископ сведыи сердечное запрещение, на каковаго причетника, от своего ему епископа, и начнет его держати яко причетника, и повелит ему служити, да отлучится, яко учитель безчиния.

Заведомо приемлющий и держащий [запрещенного к службе причетника], такому же подлежит осуждению.
Толкование. Епископ, знающий о запрещении, которое определено причетнику от его епископа, и приемлющий его как причетника и дозволяющий ему служить, отлучается как учитель бесчиния.

Правило 17.
Не священ всяк двоеженец, или наложницу питея.
Толкование. Всяк оженивыися второе, во священическии чин не приятен, больми же того паче, иже наложницу имать, в чин не приидет.

Не может быть священником всякий двоеженец или содержащий наложницу.
Толкование. Любой двоеженец не принимается в священнический чин, а тем более содержащий наложницу.

Правило 18.
Пущеницу или рабу, или вдовицу, или плясицу поим, не священник есть.
Толкование. Аще кто не поймет жены бес порока и девицу, но оженится таковою, юже свой муж пустил, или вдовицу поймет, или рабу, или кощунницу, или плясицу, таковыи во священническии чин не может прият быти.

Взявший в супружество отпущенную или рабыню, или вдову, или язычницу, не является священником.
Толкование. Тот, кто не взял в супружество беспорочную женщину и девственницу, но оженился на той, которая отвергнута другим, или вдове, или рабыне, или богохульнице, или блуднице, не должен быть поставлен в священнический чин.

Правило 19.
Не приидет в причет, иже две сестренице, или сестричну поим.
Толкование. Аще кто оженится первою, и та умрет, и поймет сестру ея, или кто сестричну поймет свою, таковии не токмо священническаго чина не достойни суть, но и тяжким запрещением повинни, и градскими законы мучими бывают, разрушаему прежде и беззаконному браку.

Не может быть принят в притч, имевший в супружестве двух сестер или племянницу. Толкование. Если кто после смерти жены возьмет замуж её сестру, или кто женится на своей племяннице, то не только не может быть достоин священнического чина, но и подлежит тяжким епитимиям, а также должен быть наказан по гражданским законам, и такой недозволенный брак должен быт расторгнут.

Правило 20.
Причетник поручения да не дает. Поручивжеся, да извержется.
Толкование. Не подобает причетнику в мирския вещи себе влагати, ни на судища ходити, ни молвы творити, некоего ради скареднаго прибытка. Якоже Павел глаголет, аще между двема некима будет потязание за некое имение, или за злато, и неверовати начнет един другому, и вопросит на нем поручника. Причетник же поручится понь, и поставит себе повинна, таковыи яко нерадив о своем запрещении быв, некоего ради прибытка, да извержется. Аще ли причетник обрящет некоего человека обидима, или мучима, и в темнице держима, или инако како оттуду немогуща излести, аще никого не даст за себе поручника, да не побегнет, и милосердия ради и человеколюбия восприимет на ся таковаго, и представити его поручится, дóндеже взыскан будет, таковыи не токмо не извержется от сана, но и похвален наречется, яко свою душу за друга положив. А еже причетником потазаемым, просити поручения да не побегнут, но предстанут на судищи во время подобно, таковое поручение аще даст поручник, несть повинен извержения. Понеже обретается в четвертом соборе в Халкидоне, яко божествении отцы, и сидящии с ними преславнии боляре, понудиша египетския епископы, вдати им на себе поручение, яко да не изыдут до времене урочна от Константина града. Аще же не обрящут поручника, да клятвою уверятся; сеже есть Халкидонскаго собора правило, 30. Такоже и градскии закон повелевает, потязаему причетнику даяти поручение.

Причетник не дает поручительства. Давший же поручительство, да будет извержен.
Толкование. Не подобает причетникам ввергать себя в мирские (житейские) хлопоты, ни в суды ходить, ни давать слово, ради какой-либо постыдной выгоды. Так Павел говорит, если между двумя будет притязание на имущество или деньги, и один другому не верит, и требует от него поручительства. И если причетник поручится за него, то он окажется виновным и должен подлежать извержению, потому что пренебрег таким ограничением ради корысти. Если же причетник встретит человека в беде, страдании, или содержимого под стражею, который оттуда может выйти не иначе, как если даст какого-либо поручителя в том, что он не убежит, и он из сострадания и человеколюбия возьмет и поручится за такого человека, и в суд явиться, когда его потребуют, в таком случае не только не будет извержен из сана, но и будет признан достойным похвалы, как положивший душу свою за ближнего. А когда от причетников, подлежащих суду, требуется поручительство в том, что они не убегут, но явятся в суд в установленное время, то если такое поручительство даст поручитель, то он не подлежит извержению. Потому что, заседавшие на четвертом соборе в Халкидоне, знатные сановники потребовали, чтобы египетские епископы представили поручительство в том, что они не удалятся из Константинополя до тех пор, [пока не будет рукоположен архиепископ Александрии]. А от тех из них, которые не могли представить поручительства, требовали клятвенного удостоверения. Это установлено 30 правилом Халкидонского собора. Гражданский закон также требует причетнику, подлежащему суду, давать поручение.